«Всякая хорошая живопись говорит нам что-то значительное, не менее значительное, чем философия. Живопись Веласкеса, великого испанского художника первой половины XVII века, говорит понимающему глазу, что истина и красота тождественны, но не всегда совпадают в одном и том же явлении. Есть истина, чье имя — красота, и есть красота, в которой преобладает истина. Все юное стремится к прекрасному, все зрелое предпочитает правду. Веласкес стоит у порога большой исторической эпохи, которая ценой мучительных противоречий раскрыла людям правду их совместной жизни в обществе. Он — современник Сервантеса, свидетель тех времен, когда сам Дон Кихот, благородный защитник сирых и убогих, должен был признать, что реальный мир человеческих интересов сильнее его прекрасной, бесплотной мечты. Живопись Веласкеса говорит о том, что истина больше не совпадает с видимым совершенством форм, что это счастливое для художника время прошло. Веласкес жил в несчастном мире, и его искусство имеет привкус горечи. Но это горечь мужества, реализм, знакомый с иронией, чуждый всякого надрыва, мелодрамы барокко».
Лифшиц Мих. Книги о Веласкесе // Мих. Лифшиц Почему я не модернист? – М., 2009. – С.413
#Лифшиц #Веласкес