"Попятный ход" истории #мусульманский_мир #книги #средневековье #ранний_капитализм #марксизм #социальная_история #этнография #обратное_развитие #черногорцы #селькупы #традиционное_общество #пасторализация Я писал в "130 годах после "антропологических" работ Энгельса", что последняя корректива, что была в них внесена, это "история может "ходить туда и обратно" — он же полагал, что прогресс, заданный вектором социальной эволюции от первобытности к коммунизму через ряд классовых формаций, необратим, если он не удерживается и не идёт вперёд, общество гибнет. Но нет, от государства можно прийти обратно к племенному обществу, как это сделали черногорцы. Они возникли из средневекового сербского государства, но, убегая от турецких захватчиков, и подчинив себе местное албанское население, они восстановили племенную организацию. Судя по всему, часть дагестанских народов — результат вторичного образования племён. Или селькупы, знавшие металлургическое дело, коневодство, жившие в лесостепной зоне — когда они заселились в Сибирь и стали торговать пушниной, полностью всё это забросили вследствие сырьевой экономики". Или Альмохады и Альморавиды, чьё нашествие вызвало пасторализацию и общий регресс стран Северной Африки. Все эти случаи подробно разобраны ниже. Здесь, вероятно, правы сторонники Мердока, которые считают, что есть много путей эволюции, история может двигаться как вперед, так и назад. Постоянное путанье потенциально имеющейся тенденции с реально осуществившимся процессом — действительно слабое место не только работы Энгельса, но и марксизма в целом. Такой социальный регресс мы видим сегодня в б.советских республиках и б.соцстранах после "второго издания капитализма": в одних возврат к традиционному обществу, в других - реставрация полуфашистской и фашистской общественной атмосферы конца 1930-х, исключивших демос из политической жизни, лишь некоторые удерживаются на уровне буржуазной демократии (Чехия, Словения). Одной прогрессивной тенденции недостаточно, также как только изменений в базисе для закрепления результатов прогресса: как, ежедневно не чистя зубы и умываясь, обязательно зарастаешь грязью, так новому обществу нельзя прекращать агитацию и пропаганду "внутри", показывая естественность изменений, стигматизируя желающих вернуться к старому, низводя настроение «не мешайте нам жить, как мы привыкли». Как это умно и умело делали в США и других странах-противниках в "холодной войне в отношении коммунистов; у врага тут и можно, и нужно учиться. http://www.socialcompas.com/2018/03/14/popyatnyj-hod-istorii-primery/